Хельсинки
Хе́льсинки (фин. Helsinki, Гельсингфо́рс швед. Helsingfors) — столица и крупнейший город Финляндии, административный центр провинции Уусимаа. Расположен на юге страны, на берегу Финского залива Балтийского моря. Население — 588 941 человек (31.01.2011). Иностранные граждане составляют около 10 % населения города.

Хельсинки вместе с городами-спутниками Вантаа, Эспоо и Кауниайнен образует столичный регион с населением более миллиона человек. Население Большого Хельсинки, территория которого включает 12 коммун, превышает 1 300 000 человек. Хельсинки является центром бизнеса, образования, культуры и науки в Финляндии. В Большом Хельсинки расположены 8 университетов и 6 технологических парков. 70 % иностранных компаний, работающих в Финляндии, расположены в столичном регионе. Миграция населения из провинции делает Хельсинки одним из самых быстрорастущих муниципальных районов в Европе. Главным международным авиаузлом в Финляндии является Аэропорт Хельсинки-Вантаа, расположенный в 20 километрах от центра столицы и осуществляющий прямые перелёты по всему миру. Путь от Хельсинки до Таллина занимает 1,5 часа по морю и 18 минут на вертолёте. В два других крупных города, Тампере и Турку, можно попасть за 1,5—2 часа на поезде и 1,5—2,5 часа на машине.

В 2011 году Хельсинки занял первое место в рейтинге 25 лучших городов мира, составленном британским журналом Monocle (англ.)русск. (на втором месте — Цюрих, на третьем — Копенгаген). В том же 2011 году в опубликованном международной консалтинговой компанией Mercer рейтинге наиболее безопасных городов мира Хельсинки разделил 2—4 места с Цюрихом и Берном (на первом месте — Люксембург). В начале 2012 года газета The New York Times в ежегодно публикуемом ею списке мест нашей планеты, которые стоит посетить в наступившем году, поставила Хельсинки на второе место (на первом месте — Панама, на третьем — Мьянма).

По опросам общественного мнения, в 2012 году Хельсинки занимает четвёртое место по уровню привлекательности для проживания среди финских граждан.

В 2013 году по расчетам консалтингового агентства ECA International, Хельсинки занял двадцатое место в рейтинге самых дорогих городов планеты (первое место — Осло).

Шведское правление
Основан шведским королём Густавом Васа в 1550 году. По его указу несколько сот жителей города Порвоо обосновались на территории нынешнего городского района Арабиа. 12 июня, день подписания указа, считается днём рождения города.

Однако оказалось, что место было выбрано неудачно — гавань была слишком мелкой, и в результате город был перенесён в район нынешней Кауппатори (Рыночной площади).

Вплоть до середины XVIII века Хельсинки оставался небольшим, сплошь деревянным городом, здесь нередко вспыхивали эпидемии чумы.

В 1748 году на островах близ Хельсинки шведами было начато строительство крепости Свеаборг (фин. Суоменлинна), призванной защитить город с моря. В результате начался рост города; появляются первые каменные дома. Однако столицей шведской Финляндии оставался Турку (Або).

Город захватывался русскими войсками четырежды — дважды в ходе Великой Северной войны, в мае и июле 1713 года; 24 августа 1742 года, в ходе русско-шведской войны 1741—1743 годов; 18 февраля 1808 года, в ходе русско-шведской войны 1808—1809 годов.

Русское правление
В 1809 году по Фридрихсгамскому мирному договору Финляндия присоединилась к России. Спустя три года, 12 апреля 1812 года, Александр I объявил провинциальный Гельсингфорс столицей Великого княжества Финляндского. После этого был учрежден комитет по реконструкции, который возглавил военный инженер Юхан Альбрехт Эренстрём (en:Johan Albrecht Ehrenström). Он должен был отстроить парадную столицу Великого княжества. На должность архитектора финской столицы в 1816 году был приглашен немецкий архитектор Карл Людвиг Энгель, работавший в России. За разработкой проекта следили император Александр I и его брат Николай, отсюда заметное сходство центральных частей Хельсинки и Санкт-Петербурга. С этого времени начинается стремительная организованная застройка города.

В 1820-х годах Карл Людвиг Энгель создал проект застройки центральной части города. В результате его реализации появился, например, неоклассический ансамбль Сенаатинтори (Сенатской площади) с великолепным кафедральным собором. Из Турку в Хельсинки был перенесён университет.

В годы Крымской войны город подвергся обстрелу англо-французской эскадры, не приведшему, однако, к значительным разрушениям.

В 1860-х годах первая финская железная дорога соединила город с Риихимяки и Тампере. Бурно развивалась промышленность. В 1870 году железная дорога соединила Хельсинки с Петербургом.

Столица независимой Финляндии
После провозглашения независимости в ходе гражданской войны в Финляндии город был некоторое время занят частями финской красной армии, однако в результате наступления генерала Маннергейма из Ваасы, поддержанного немецкими войсками, город перешёл под контроль буржуазного финского правительства.

После окончания гражданской войны город продолжал динамично развиваться. Значительно расширилась его территория, росли новые жилые кварталы. Широкую известность приобрёл, например, «город-сад» Тапиола (фин. Tapiola, швед. Hagalund; административно подчинённый Эспоо).

В 1952 году город принимал XV летние Олимпийские игры.

В 2007 году в городе был проведён ежегодный конкурс песни «Евровидение».

Название
На финском языке город официально назывался Helsinki ещё с момента основания (1550 год); по-шведски он по-прежнему официально именуется Helsingfors. Во всех остальных языках долгое время употреблялось название «Хельсингфорс» (в русском — «Гельсингфорс») до того, как Финляндия стала независимой (6 декабря 1917 года). И это неудивительно: вплоть до конца XIX века в городе абсолютно преобладало шведское население, хотя население города в 1880 году составляло всего 43 тыс. человек.

Несмотря на формальное подчинение Российской империи после 1809 года, шведско-финское дворянство сохранило свою власть в Финляндии и долгое время отдавало предпочтение шведскому языку. Стремясь ослабить зависимость от Швеции, российские власти стимулировали развитие финского языка, а интенсивная миграция сельских финнов в город быстро изменила демографический и языковой баланс в городе в пользу финнов.

Шведоязычное меньшинство в столице сохраняется и поныне (6,2 % населения города), а шведский язык имеет статус официального наравне с финским.

Рельеф
Город расположен в скалистой местности. Исторический центр города расположен на полуострове с сильно изрезанной береговой линией. Перепады высот в городе значительны, а скалы — обычная часть пейзажа. На реках в пределах города имеются водопады.

Климат
Климат Хельсинки умеренный, переходный между континентальным и морским. Зима длительная и снежная, лето прохладное и за пределы календарного не выходит. Весна и осень продолжительные и прохладные. Сильные морозы — довольно редкое явление, жара летом выше 30 °C бывает не каждый год. Максимум осадков наблюдается в конце лета и в течение всей осени.

Население
В 2002 году в городе проживали 305 196 человек трудоспособного возраста, из них 277 967 имели работу, а 27 229 были безработными (уровень безработицы составлял — 8,9 %).

В 2009 году (на 31 марта) численность население составляла 578 126 человек. Доля женского населения в Хельсинки составляет 53,4 %, что выше среднего значения по Финляндии (51,1 %). Прогноз численности населения города: на 2020 — 589 604 чел., на 2030 — 597 640 чел.

В 2012 году (на 23 декабря) численность населения составила 603 700 человек (за год население Хельсинки выросло на 8 300 человек). В 2012 году в столице родилось 6 700 детей, а умерших было 5 000 человек (естественный прирост составил 1 700 человек). Миграция увеличила численность на 6 600 человек (из других частей Финляндии в Хельсинки переехало 32 600 человек, а из Хельсинки уехало в другие районы 29 600 жителей, что увеличило население столицы на 3 тысячи, что в два раза больше, чем за 2011 год). Из-за рубежа переехало примерно 3 600 человек, что соответствует прошлогоднему уровню.

Численность шведоязычных жителей Хельсинки составляет 36 тысяч человек; по прогнозу, к 2030 году в столице будет проживать в общей сложности 700 тысяч человек.

Языковой состав
Долгое время Хельсинки развивался как преимущественно шведоязычный город. В 1870 году, когда Финляндия входила в состав Российской империи, преобладающими официальными языками в городе были: шведский — 57 %, финский — 25,9 %, русский — 12,1 %; употреблялись также немецкий (1,8 %) и прочие (3,2 %). К 1890 году из-за начала массовой миграции финских крестьян в города, политики российских властей на поддержание и развитие финского языка и частичной ассимиляции шведов соотношение языков было следующим: 45,6 % шведский, 45,5 % финский, 6 % русский и 2,9 % прочие.

В настоящее время официальными в городе признаются два языка — финский и шведский, при этом 86 % населения города финноязычны, 6 % шведоязычны, около 4 % считают родным русский язык и ещё 4 % — прочие языки. (См. также Русские в Финляндии).

На шведском языке выходит газета Hufvudstadsbladet, вещают две шведоязычные радиостанции — YLE Radio Vega Mellannyland (с региональными программами) и YLE Radio X3M, кроме того, радиопрограммы на шведском выходят на местной радиостанции (фин. lähiradio, швед. närradio). Наземным способом вещают два шведоязычные канала — YLE FST5 (бесплатный, владелец — YLE) и SVT World (платный, владелец — общественный вещатель Швеции SVT); в кабельных сетях доступны и другие каналы из Швеции.

На русском языке вещает радиостанция «Спутник» (со вставками «Нашего радио» (вещание начато 10 июля 2013 года). Вещание «Дорожного Радио» прекращено.

Транспорт
Согласно исследованию компании TomTom в 2012 году в списке из 31 одного европейского города Хельсинки занимал 23 место по степени наименьшей транспортной загруженности в часы пик.

Аэропорты
В Хельсинки действуют международные аэропорты Хельсинки-Вантаа, через который проходит около 90 % рейсов на территории Финляндии и Хельсинки-Малми.

Железнодорожный транспорт

В настоящее время на регулярной основе ходят поезда из Хельсинки в Москву и Санкт-Петербург. В Москву ходит поезд «Лев Толстой», в Санкт-Петербург — «Allegro».

Скоростной поезд «Allegro» был пущен в декабре 2010 года, сократив время в пути между городами до 3,5 часов.

В апреле 2011 года филиал РЖД Федеральная пассажирская компания сообщила о переделке нескольких багажных вагонов поезда Москва — Хельсинки, адаптировав под перевозку автомобилей. Как сообщил директор ФПК Михаил Акулов, в поезд Москва — Хельсинки пассажир сможет погрузить и свой автомобиль. На апрель 2011 года проблемой реализации проекта является перенос площадки для приема автомобилей из Хельсинки на другую станцию.

Также проводятся исследования и ведутся работы по проектированию подводного железнодорожного тоннеля между Хельсинки и Таллином. Предположительная длина тоннеля составляет 60-80 км. На строительство тоннеля потребуется от 1 млрд до нескольких млрд. евро. Ориентировочный срок строительства 10-15 лет.

Морской транспорт
Хельсинки является крупным портом, откуда осуществляются международные пассажирские перевозки по всему Балтийскому морю. Паромные компании Tallink Silja, Viking Line, Finnlines, St. Peter Line, Linda Line обеспечивают регулярные круглогодичные отправления в Таллин, Стокгольм, Росток, Любек/Травемюнде, Санкт-Петербург. Туристы, прибывающие на пароме из Финляндии в Санкт-Петербург, могут находиться на территории Российской Федерации без виз на протяжении 72 часов.

Общественный транспорт

Хельсинки отчётливо делится на две части — историческую западную и более современную восточную (Itä-Helsinki, Östra Helsingfors) — соединённые единственной линией метрополитена, а также обширной сетью автодорог.

Общественный транспорт представлен также трамваями (в центре и прилегающих к нему частях города), автобусами, пригородными поездами и муниципальными паромными линиями Кауппатори — Суоменлинна, Катаянокка — Суоменлинна и Хаканиеми — Суоменлинна. Общественный транспорт в Хельсинки, Эспоо, Вантаа и Кауниайнене управляется Транспортным управлением региона Хельсинки (фин. HSL, Helsingin seudun liikenne, швед. HRT, Helsingfors regionentraffik). С 2013 года NSL предлагает пассажирам новую систему оплаты проезда в общественном транспорте с телефонов, снабженных технологией NFC

Трамвай
На 2013 год в Хельсинки имеет 13 трамвайных линии (1, 1A, 3B, 3T, 4, 4T, 6, 6T, 7A, 7B, 8, 9, 10). Почти все линии идут из северного Хельсинки в южный. Общая длина путей 112 километров. Билет можно купить у водителя трамвая.

CityBike
В тёплое время года в Хельсинки действует сервис бесплатных общественных велосипедов — CityBike. В центре города расположены 26 велостоянок, на которых любой желающий может на время взять велосипед под залог в 2 евро. Передвижение на велосипеде CityBike допускается только в пределах центральной части города. В 2008 году планировалось расширить сервис в последующие годы, однако в 2010 году программу решили приостановить до 2012.

Автомобильные парковки
В будни в рабочее время парковка по сторонам второстепенных улиц платная. Также в городе множество различных открытых и подземных паркингов. Оплата производится в автомат картой с чипом или монетами. Штраф за неправильную парковку в среднем составляет 60 евро. Оплатить штраф можно в банках, в приграничных магазинах, а в выходной и через интернет через сервис Euroshtraf.

Метрополитен
Метрополитен был открыт 2 августа 1982 года. На 1 января 2013 года система включает 17 станций и одну линию, разделённую на две ветки. Общая длина составляет 22,1 км. Метро в основном обслуживает плотно застроенные районы Восточного Хельсинки, но может использоваться и для перемещения в центре Хельсинки. Система метро дополняется пригородными поездами, которые используются для связи с другими районами Хельсинки.

На данный момент строится «Западное метро» (фин. Länsimetro), которое будет продлено из центра Хельсинки до Матинкюля (район в центре Эспоо). В общем будет построено 8 новых станции и длина нового туннеля составит 14 километров. Предположительная дата открытия запланирована на конец 2015 года.

Образование
В Хельсинки находится крупнейший в стране Хельсинкский университет, а также ряд других высших учебных заведений, в которых учится 64 128 студентов (из них 38 454 в университете). Среднее образование обеспечивают 190 школ, из них 22 частных. Все данные приведены на 2003 год.

Культура и искусство
Музеи

  • Городской музей Хельсинки. Вход бесплатный.
Имеет несколько отделений, в том числе два летних музея: Дом бюргера и Музей электростанции. Они открываются только с наступлением высокого туристического сезона. Вход в оба музея бесплатный.
  • Национальный музей Финляндии
  • Финская национальная галерея
    • музей классического искусства Атенеум
    • музей современного искусства Киасма
    • Галерея Синебрюхова
  • крепость Суоменлинна (Свеаборг)
  • дом-музей Урхо Кекконена Тамминиеми
  • музей почты

Культурные центры

Культурная фабрика Korjaamo находится недалеко от центра Хельсинки. Расположенная в старом трамвайном депо, фабрика Korjaamo представляет собой комплекс, состоящий из галерей, театральных и концертных залов, магазина, кафе и бара — и, конечно, музея трамваев. После открытия второго здания — Трамвайного гаража (Vaunuhalli) в июне 2008 года Korjaamo стала самым большим культурным центром в Финляндии. Выставочная деятельность, в основном специализирующаяся на фотографии и видео-арте, теперь проходит в трех галереях, две из которых расположены в новом Трамвайном гараже. Ежегодно в стенах Korjaamo Teatteri проводится международный фестиваль STAGE, собирающий под своей крышей лучшие современные театры со всего мира.

31 августа 2011 года в Хельсинки был открыт Дом музыки — музыкальный культурный центр с пятью концертными залами, самый большой из которых рассчитан на 1700 зрителей.

Кинотеатры
В Хельсинки находится Национальный оперный театр Финляндии, а также множество театров, среди которых Финский национальный театр, Театр Савой, Городской театр Хельсинки, Александровский театр, Кукольный театр Сампо.

В Хельсинки множество кинотеатров. Фильмы демонстрируются как правило на языке оригинала с субтитрами на финском и шведском языках.

Крупнейший кинотеатр города, 14-зальный Tennispalatsi (Дворец тенниса) сети Finnkino, расположен в районе Камппи. Также этой сети принадлежат 10-зальный Kinopalatsi, (Дворец кино) и Maxim (Максим) с двумя залами.

Национальный аудиовидеоархив (фин. Kansallinen audiovisuaalinen arkisto) представляет кинофильмы, имеющие художественную и историческую ценность, в кинотеатре «Орион» в районе Камппи. Известный своими традициями кинотеатр «Био Рекс» (Bio Rex) выступает в качестве площадки для кинофестивалей. В здании Городского музея Хельсинки находится кинотеатр «Кино Энгель», где можно посмотреть короткометражные фильмы по истории Хельсинки.

Основные достопримечательности

  • Сенатская площадь с Кафедральным лютеранским собором Святого Николая (1852, архитектор К. Л. Энгель), Университетом, зданием Сената и памятником российскому императору Александру II, расширившему права автономной Финляндии и даровавшему ей конституцию в 1863 году. Осенью 2010 года на Сенатской площади Хельсинки состоялась самая большая в Финляндии выставка под открытым небом: международную выставку United Buddy Bears посетило более 1,4 млн чел.
  • Успенский собор (1868, архитектор А. М. Горностаев), кафедральный собор православной церкви Финляндии, крупнейший православный храм Северной Европы.
  • Крепость Суоменлинна (до 1918 года — Свеаборг), заложенная в 1748 году.
  • Зоопарк Коркеасаари — один из самых северных и больших зоопарков мира.
  • Церковь Темппелиаукио, вырубленная в скале, 1969 год.
  • В Хельсинки на протяжении уже 5 лет проводится музыкальный фестиваль — Flow Festival
  • Крупнейший в Северной Европе аквапарк «Серена»
  • Парк развлечений Линнанмяки
  • Остров-музей под открытым небом Сеурасаари
  • Рок-клуб Тавастия — старейший музыкальный клуб в Хельсинки
  • Национальный архив Финляндии
Интересные факты
  • Общая протяжённость велосипедных дорожек в Хельсинки — более 1000 км.
  • В 1980-е годы Хельсинки часто служил декорацией для голливудских фильмов, действие которых происходило в СССР. Например: Парк Горького, Телефон, Белые ночи.